• ru
Найти на сайте: параметры поиска
Главная М Мышление

Мышление

Нарушения мышления. Для начала разберемся, что такое мышления человека. Мышления это система понятий того или иного. Решения каких либо задач, ассоциации, суждения, критичность, анализ чего либо, обобщения и прочее.
Нарушения мышления бывает несколько видов, нарушения операционального мышление, нарушения динамики мышления, нарушения личностного мышления.

Нарушения операционального мышления


При операциональном мышлении главным являются анализ, обобщения, отвлечения и синтез. Процесс обобщения разделяется на 4 пункта:  отношения к группе существенных признаков (категориальный), отношения к группе функциональных признаков (функциональный), отношения к группе конкретных признаков (конкретный) и перечисления предметов, их функций без обобщения (нулевой).

Следовательно, нарушения операционального мышления  это снижения  либо искажения уровня обобщения. Больной не способен представить связь между стулом и столом – сидеть за столом. Причины нарушения такого мышления может быть при олигофрении, энцефалите (тяжелых случаев) и при органических поражениях мозга с деменцией. При этом снижения обобщения можно считать, в тех случаях, если человек до этого умел обобщать эти предметы, такое может возникать и при эпилепсии. У  Больных с олигофренией отмечается недоразвитее мышления в процессе обобщения. 
Человек обобщает предметы неадекватно и не реалистично, иногда возникают случайные ассоциации, они не понимают в чем различия  и сходства предметов или объясняют это неадекватно, такое иногда так же встречается при болезни шизофрении [см. симптомы и причины шизофрении
].  

Для исследования операционального мышления используются методики, обычно их много, но мы разберем самые основные методики:

1.Классификация. Набор карточек с изображениями различных предметов, живых существ, растений. Больной должен разложить эти карточки по группам, сходства между этих картинок. Так же используют словесную классификацию, когда вместо предметов, написаны слова. Если больной способен выделить хотя бы 3 группы это уже считается высокий уровень обобщения.
2.Образования аналогий. Искажения процессов мышления. Аналогии предлагаются в виде слов, между которыми есть связь (например рыба –птица –живые существа, это однородные понятия и разнородные понятия это санки-вилка)
3.Исключения. Совестное исключения и предметное исключения. Набор карточек с предметами, один из которых нужно исключить, например лосось, щука, камбала и собака. Может быть в виде картинок или слов.
4.Понимание пословиц и метафор. Рассказав пословицу, человек должен объяснить ее переносный смысл. Либо так же на карточках написаны метафоры или пословицы, в которых нужно определить их переносный смысл.  Иногда при проверке, необходимо соотнести по смыслу. Нарушения или искажения этой проверки, свидетельствует шизофреническому типу.
5.Пиктограммы. Необходимо нарисовать рисунок, из названных фраз – словосочетаний. Нужно проанализировать  характер смысловых связей между словом и рисунком. 

В психиатрии так же выделяют 2 часто встречающих нарушения мышления

Лабильность — заключается в неустойчивости способа выполнения задания
Инертность — выраженная туго — подвижность переключения с одного вида деятельности на другой. Иногда встречаются у больных эпилепсией, или при тяжелых травм головного мозга. Переключения вида деятельности, склонность к чрезмерное суждения, детализации или ассоциации.

Нарушение целенаправленности


Патологическая обстоятельность — нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. Резонерство, дементная детализация, символизм – больные, рассматривая обычные символы, вставляют их туда, где они вовсе не уместны.  Аутическое мышление – погружение в мир воображения и фантастики.
Патологические суждения например: бред – бредовые расстройства, параноидальный бред — бредовые идеи, парафренный бред – резонерство и символизм, Бредоподобные расстройства – ложные умозаключения, эмоциональные нарушения, впечатления. Сверхценные идеи – насыщенные стойкие убеждения. Навязчивые идеи. Нарушения мышления по темпу – ускоренное мышления, ментизм – наплыв мыслей, замедленное мышления, тугоподвижность – во время депрессивной фазы.

Нарушения личностного мышления


Нарушения критичности, резонерство, разно — плавность суждений. Больные сопоставляют одно с другим и предполагают итог задач, но при этом установленные связи неадекватны.  Склонность к бесплодной мудрости. (например, испытуемый сравнивает понятия «птица» и «самолет»: «Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…»).  [Источник …]
Многоречивые суждения и нарушения саморегуляции, человек не может целенаправленно организовать свои идеи к действию, расплывчивость мышления, неспособность решить задачу.  Бывает при шизофрении и эпилепсии. Но при шизофрении задачи мало разрешимые.

Нарушения мышления стройности


Разорванное мышления, бессвязность – нарушения смысловой речи,  отсутствие логики, нелепое умозаключение, своеобразные стереотипы.

Похожие статьи:

Медицина "Г"Галлюцинации

Медицина "К"Кахексия

Медицина "Б"Бред

Медицина "Р"Рассеянность - нарушения внимания

Медицина "Ш"Шизофрения

Яндекс.Метрика

Медицинская энциклопедия © 2017